#февраль@schastliva_doma
День 36 моего годового проекта.
А сегодня у нас новый рецепт- минестроне))) Немного адаптировала рецепт, поэтому получилось не совсем, как на картинке в книге) Хочу написать по поводу моих ранних подъёмов.. В начале февраля у меня начался "откат". И вот вчера мне попалась статья про ранний подъём в "Православной газете", после прочтения я сегодня как-то легко встала в 5.40))) Может и вас вдохновит)
– Все начинается с начала. День начинается с пробуждения. Но об этом самом пробуждении и об этом самом времени однажды Анатолий Оптинский сказал: «Если человек с вечера не решится встать и не будет иметь внутреннего настроения, устроения, настроя, то поставь над своей головой вместо будильника хоть оптинскую колокольню, все равно не встанешь». Вот это секрет и подводка к тому, о чем я сейчас буду говорить. То есть, чтобы утром вовремя встать, нужна решимость.
Вообще, весь день начинается с того, чтобы элементарно встать вовремя. Церковная жизнь – по расписанию, на телеканале – по расписанию, поезда ходят по расписанию, трамваи – то же самое, поликлиники тоже так работают. И прочее… Есть какой-то порядок. Само наше мироздание названо космосом – κόσμος, «космос» переводится как «порядок». И поэтому я людям говорю: «Когда я бываю у вас в доме, ваша квартира на храм не похожа. Вы в храме видели, чтобы что-то где-то валялось, не так лежало? Видите, в храме порядок и гармония, вот так должно быть и в доме». Говорят: «Ну, в принципе, да». А если должно быть в доме, то так должно быть и в душе. Как Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и мысли, и одежда»… То есть гармония – это вообще нормальное состояние христианина. Потому у нас тоже должен быть какой-то порядок даже в нашей повседневности. Поэтому у святых отцов принято в одно время ложиться, в одно время вставать.
- Всегда в одно время?
– Так полагается – в этом тоже порядок, назначенное время потом становится привычкой, тебе самому легче, когда все этому подчинено, а не просто какому-то веянию или настроению. Мы же службу начинаем не по настроению, а по расписанию, передачу сейчас начали не по настроению, а по расписанию.
Кстати, интересно, я однажды ехал в такси, подвозил меня мусульманин, и я у него спросил: «Я знаю о ваших определенных правилах жизни, скажи мне: пять раз в день вы молитесь вообще или по расписанию?». Он говорит: «Слушай, самолеты как летают? По расписанию. А что – Бог меня будет ждать, когда я сам захочу? Нет, у нас тоже все по времени: на восходе, в 9.00 часов, в 12.00, в 15.00 и на закате, когда солнце садится». То есть тоже все подчинено какому-то порядку. А почему у нас утренние и вечерние правила когда хотим? В течение дня тоже по настроению, а так, чтобы в определенный час, – такого нет, то есть в принципе такого нет, но хотя бы начало должно быть все-таки более-менее фиксировано. То есть мы говорим сейчас о том, что начало тоже должно быть постоянным, если это от тебя зависит. Это правильно – приводить все это в порядок, поэтому возникает потом привычка, расписание, ты все-таки к этому привыкаешь.
Феофан Затворник Вышенский говорил: «Вы не надейтесь на себя, если задумали встать». Некоторые говорят: «А я встаю по наитию: когда себе скажу, тогда и встаю». Но это редкие какие-то таланты, я вот так, например, не могу. У меня два будильника, и у многих других тоже, знаю об этом. Поэтому обязательно должен быть будильник. И какое отношение к этому? Многие святые отцы дают такой совет, даже, например, отец отцов Иоанн Лествичник говорит: «С чего начинается подвижничество? Чтобы после пробуждения тотчас вставать». Казалось бы: а при чем здесь эти несколько секунд? А если не тотчас? А вот если не тотчас, что здесь наступает? В этом тоже есть определенный секрет. Действительно, надо вставать тотчас. Почему? Потому что как только мы просыпаемся, на наш ум, сознание, мысли начинают действовать темные силы. А каким образом? «Полежи пять минут», «болит голова»… Сразу начинаются мысли: «А как я себя чувствую?». Подожди, ты сначала встань, начни день, пойди умойся, потом будешь соображать, как ты себя чувствуешь. «Нет, еще немножко полежу». Вспомни, сколько ты потерял времени или случаев через это «еще немножко полежу».
-А почему утреннее время самое драгоценное?
– Оно пока не занято, то есть если ты в 7 часов должен из дома выходить на работу или начинать завтракать, но если поставил будильник на 6 часов, то этот час – твой. Вообще, любой час до начала дня – твой, если полчаса – хоть полчаса, но они твои. А мы это время, которое могли посвятить своей душе, бездарно проспали, надо вскакивать, умываться, готовить завтрак, бежать на работу и начинать просто трудовой день, не начав его духовно. Поэтому Лествичник говорит, что подвижничество начинается с того, чтобы просто мгновенно вставать.
Я, кстати, прочитал одну очень страшную вещь (по-моему, у Паисия Афонского). Он говорит: «Если мы после пробуждения опять ложимся, на нас ложится бес». А почему? Это его какой-то личный опыт, то есть надо все-таки день начинать мужественно. У святителя Феофана Затворника Вышенского есть такой совет: «Тотчас скинь с себя одеяло». А я делаю так: будильник ставлю дальше, чтобы не дотянулась рука. Чтобы выключить будильник, надо встать. Это уже какое-то действие. А потом, я живу не один, с мамой, и чтобы ее не разбудить, надо не дожидаться, пока он так будет звенеть, что уже самому надоест, надо его выключать сразу. И на всякий случай – еще будильник в телефоне. Но старец Анатолий Оптинский говорил: «С вечера должна быть решимость, что ты конкретно встаешь».
Мне задавали вопрос: «Батюшка, тяжело вставать рано утром?». Конечно, тяжело. Сейчас, с возрастом, это стало легче. По молодости, когда был в Оптиной, спать хотелось всегда. Сейчас-то уже дело к старости, времени осталось мало, и старые люди сетуют на то, что у них появляется бессонница. Бессонница – это милость Божия, продляется время вашей жизни. Жить осталось меньше, поэтому Господь дает меньше сна и больше бодрствования. Что только не подумаешь, о чем только не вспомнишь – и о хорошем, и о плохом. Если о плохом, то покаешься, о хорошем – поблагодаришь, вспомнишь о добрых людях, которые тебе встретились по жизни (врачи, учителя, родственники), о ком-то помолишься, о ком-то поплачешь, о ком-то посетуешь, что так получилось, попросишь прощения – хотя бы мысленно. Поэтому бессонница – это тоже время некоторого итога, взгляда на свою жизнь. Потому очень важно иметь настрой и решимость.
Тяжело вставать? Тяжело. Но впереди должна идти мысль (я всегда заставлял себя вставать с одной мыслью, ведь вставать было всегда тяжело, и сейчас тяжело): «Царствие Божие нудится; и нуждницы восхищают е». То есть легко никогда не будет. Когда я говорю слова, что Царствие Божие нудится, это подвигает к тому, чтобы сразу встать. И еще: «Кому много дано, с того больше взыщется». Ты знаешь, что это утреннее время проспать нельзя? Знаешь. Вот кому много дано, с того больше взыщется: первые будут последними, и последние первыми, и тот раб, который знал волю господина своего и не сотворил, бит будет больше, чем тот, который не знал и не сотворил. У меня мгновенно проносились в голове эти мысли, и я заставлял себя через эти мысли вставать: как только мы просыпаемся, через доли секунды в голове появляется та или другая мысль.
Однажды у нас была воскресная беседа в храме с прихожанами, как кому помочь с ранним вставанием. Сейчас у нас Святки, сначала был Новый год, потом дни перед Рождеством, у всех были выходные. У нас служба в будни начинается и в храме Петра и Павла, и в Покровском храме в 8.00 часов утра, даже в 7.30. Я выходил на службу – не было почти ни одного светящегося окна, то есть люди отсыпались, заходил в храм – храм полный. Людям что – неохота спать? Охота. Они что – другого сорта или сделаны из других клеток, молекул? Нет, такие же. Что их вело? Вела впереди всего мысль, душа, забота о своем внутреннем состоянии. А тяжело было вставать? Конечно, тяжело. Если бы это было привычно, тогда бы все окна горели. Значит, любое раннее вставание – это все-таки определенный труд и понуждение.
Я как раз спрашивал совета у прихожан: «Как вам удается рано вставать и себя из кровати вытащить?». Одна бабушка сказала: «Вы знаете, когда просыпаюсь, я из-под одеяла ногу ставлю на ковер, становится холодно, и тут понимаю, что надо вставать»: обычно просыпаются и, чтобы сладенько было, опять начинают кутаться. Ну бессмыслица: ты проспишь самое ценное время. Поэтому, конечно, важен подвиг понуждения, но он должен быть с конкретной мыслью: начинается день, начинается молитва, на работу попозже пойдешь, а день христианина начинается с благодарного вставания, умывания – и сразу, прежде всех завтраков и прочего, конечно же, утренние молитвы.